г.Чебоксары   тел.(8352)   факс   info@rosreg21.ru   Тел.доверия
Герб регслужбы Кадастр и недвижимость
О насГоспошлинаВопросы - ответы
Поиск
СРО арбитражных управляющих Административная практика

Анализ практики применения регулирующим органом полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях

Рейтинг@Mail.ru

 
Анализ практики применения регулирующим органом полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
 
     Федеральная регистрационная служба, исполняя функции регулирующего органа, установленные статьей 29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 451 «О Федеральной регистрационной службе», в 2009 продолжала осуществлять полномочия по привлечению к административной ответственности арбитражных управляющих.
     Настоящий анализ деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике по исполнению норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности подготовлен по итогам деятельности за первое полугодие 2009 года в сравнении с показателями аналогичного периода 2008 года.
За период с 1 января по состоянию на 25 июня 2009 года в Управление поступило  47 заявлений в отношении арбитражных управляющих, из которых 4 обращения поступили в 2008 году, но остались неразрешенными на начало 2009 года (в первом полугодии 2008 года – 54 (с учетом 10 переходящих с 2007 года). Указанные жалобы были рассмотрены следующим образом.
     16 (в первом полугодии 2008 года – 18) жалоб признаны необоснованными и по ним вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Наиболее типичным основанием к вынесению определения об отказе являлось отсутствие события административного правонарушения, истечение срока привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.
     Факты, изложенные в 14 (в первом полугодии 2008 года – 13) жалобах нашли свое подтверждение в ходе проведения проверки, в связи с чем должностными лицами Управления были составлены протоколы об административных правонарушениях.
     По результатам рассмотрения 12 (в первом полугодии 2008 года - 17) обращений подготовлены и направлены заявителям необходимые разъяснения в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
     Одно обращение было отозвано заявителем, рассмотрение жалобы Управлением прекращено.
     В связи с утратой силы Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.03.2005 № 22 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и временным отсутствием приказа Минэкономразвития РФ о наделении полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, Управлением  пять материалов проверки были направлены в Прокуратуру ЧР.
     Сообщения, содержащие сведения о нарушении арбитражными управляющими действующего законодательства, поступали из следующих источников:
 
Источники поступления сообщений - заявитель жалобы согласно статье 28.1 Кодекса
Первое полугодие 2008 года
Первое полугодие 2009 года
Всего (44 обращения, без учета переходящих)
доля от общего количества %
Всего (43 обращений, без учета переходящих)
доля от общего количества %
Граждане
8
18,8
12
27,9
Юридические лица (организации, предприятия)
 
 
7
 
 
15,9
 
 
2
 
 
4,65
Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
из которых
- ФНС России
 
- ПФ России
 
 
0
 
 
0
 
 
1
 
 
2,32
 
 
24
 
 
54,5
 
 
14
 
 
32,5
 
2
 
4,5
 
12
 
27,9
Иные
3
6,8
2
4,65
 
     Анализ структуры поступивших за первое полугодие 2009 года показал, что наибольшее количество жалоб поступает от органов государственной власти, из которых 32,58 % составляют жалобы, поступившие из территориальных органов Федеральной налоговой службы России. С разницей в 4,6% от основного заявителя выступают органы пенсионного фонда. Доля жалоб, поступивших от граждан в первом полугодии 2009 года, составила 27,9 % от общего количества поступивших жалоб.
     Данный факт свидетельствует о том, что обращение в Управление для граждан является возможностью защитить или восстановить свои нарушенные права и интересы и воздействовать на арбитражного управляющего с целью обеспечения надлежащего исполнения им требований действующего законодательства при проведении процедур банкротства.
     Наибольшее количество установленных правонарушений относится к действиям арбитражных управляющих во время осуществления ими процедуры конкурсного производства и связаны с невыплатой задолженности по заработной плате, по невыплате страховых взносов, порядка созыва и проведения собрания кредиторов, нарушения порядка продажи имущества предприятия-банкрота, что вызывает наибольшее число конфликтных ситуаций и соответственно жалоб на неправомерные действия арбитражных управляющих по сравнению с другими процедурами банкротства.
         В ходе принятых мер по результатам рассмотрения за первое полугодие 2009 года поступивших обращений должностными лицами Управления всего составлено 14 протоколов об административных правонарушениях (за аналогичный период прошлого года Управлением составлено 13 протоколов). Все протоколы направлены в суд в установленные законом сроки (согласно статье 28.8 Кодекса протокол об административном правонарушении направляется в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении).
         Несмотря на поступающие в Управление жалобы на действия (бездействия) арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении, важным источником информации являются сведения, полученные в результате непосредственного обнаружения должностными лицами Управления при ознакомлении с материалами дела о несостоятельности (банкротстве) в Арбитражном суде Чувашской Республики.
         Приказом Минэкономразвития РФ от 05.12.2008 № 432 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной регистрационной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» значительно расширены полномочия должностных лиц Службы по составлению протоколов, предусмотренных частью 2 статьи 14.12, частями 1-3 статьи 14.13, статьей 14.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, а также статьями 17.7, 17.9, 19.26, а также частью 1 статьи 20.25 Кодекса.
      Управлением  по прежнему основное количество направленных как в 2008, так и в 2009 году в суд заявлений и протоколов касались привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности за совершение ими правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 Кодекса (неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния).
     В 2009 году 13 дел об административных правонарушениях было возбуждено по части 3 статьи 14.13 Кодекса (в первом полугодии 2008 года по части 3 статьи 14.13 Кодекса было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях).
          В первом полугодии 2009 года два дела об административном правонарушении были возбуждены по статье 19.7 Кодекса (непредставление сведений (информации) (в первом полугодии 2008 года по данной статье дела не возбуждались). В настоящее время заявления Управления находятся на рассмотрении.
 
         В результате рассмотрения протоколов об административных правонарушения, судами приняты  следующие решения:
 
 
первое полугодие 2008 года
первое полугодие 2009 года
количество
доля, %
количество
доля, %
Всего заявлений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, направленных в суд по части 3 статьи 14.13 Кодекса
21 (в том числе 8 переходящих)
100
19 (в том числе 3 переходящих)
100
Принято решений о наложении административного штрафа
14
66,6
10
52,6
Принято решение о дисквалификации арбитражных управляющих
1
4,76
0
0
Отказано в привлечении к административной ответственности
- в связи с малозначительностью и объявлением устного замечания;
- в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения
 
 
 
2
 
 
 
1
 
 
 
9,52
 
 
 
4,76
 
 
 
4
 
 
 
0
 
 
 
21
 
 
 
0
Осталось не рассмотрено на конец отчетного периода
3
14,2
5
26,3
 
         При рассмотрении судами дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности основной санкцией является административный штраф.
         Суды при квалификации таких нарушений, как несвоевременность направления сведений для опубликования, направления протокола собрания кредиторов в суд, прекращают производство по делу об административном правонарушении в связи с освобождением арбитражных управляющих от административной ответственности за малозначительностью административного правонарушения с объявлением им устного замечания.
         При применении арбитражными судами положений статьи 2.9 Кодекса основным доводом при отказе в удовлетворении заявленных требований по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности за административные правонарушения, допущенные в ходе проведения процедур банкротства, является отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным интересам и отсутствие каких-либо последствий допущенного нарушения.
         Вопреки указанным требованиям суды не учитывают того обстоятельства, что любое несоблюдение установленных правил в делах о банкротстве, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 Кодекса, состав которого является формальным, приводит к нарушению прав и интересов широкого круга лиц – кредиторов и должника. Устные замечания судов в адрес арбитражных управляющих нередко приводят к повторным и более серьезным нарушениям закона со стороны указанных лиц.
     При отказе в удовлетворении заявленных требований о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения Управление обращается в установленном законом порядке в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции для обжалования судебных актов.
         В первом полугодии 2008 года было обжаловано два решения Арбитражного суда Чувашской Республики. В первом случае, суд апелляционной инстанции отменил решение арбитражного суда и привлек арбитражного управляющего к административной ответственности в виде штрафа в размере 2500 рублей. Кассационная инстанция оставила постановление суда апелляционной инстанции в силе.
         По второму отказному материалу в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе.
         В первом полугодии 2009 года судами не было отказано Управлению в привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
Анализ судебной практики по рассмотрению административных материалов Управления показывает, что показатели работы в сфере рассмотрения обращений в отношении неправомерных действий арбитражных управляющих и административной практики свидетельствуют о качестве рассмотрения обращений и качестве составляемых протоколов об административных правонарушениях.
     В соответствии с приказами Росрегистрации от 06.09.2005 № 122 и от 28.12.2007 № 294 «О полномочиях по осуществлению функций администратора поступлений средств в бюджет территориальными органами Федеральной регистрационной службы» в случае принятия судом решения о наложении штрафа на основании протокола, направленного на рассмотрение в арбитражный суд, администрирование соответствующих поступлений в бюджет в первой половине 2009 года Управление осуществляло следующим образом.
     Так, из общей суммы вынесенных арбитражными судами штрафов на общую сумму 26 500 рублей в добровольном порядке арбитражными управляющими было уплачено на сумму 14 000 рублей.
     Учитывая исключительную подсудность дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности, в настоящее время сложилась положительная практика по взаимодействию территориальных органов Росрегистрации по представлению в судах интересов иных территориальных органов Росрегистрации, должностными лицами которых готовились административные материалы.
     Так, в первом полугодии 2009 года Управление представляло интересы Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан, Республики Марий Эл, Управления Федеральной регистрационной службы по Ростовской области (за аналогичный период прошлого года Управлением было осуществлено представление интересов в Арбитражном суде Чувашской Республики Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл, Управления Федеральной регистрационной службы по Псковской области, Тульской области).
     Управление в свою очередь в первом полугодии 2009 года направляло материалы административного деля для дальнейшего представления интересов Управления в Управление Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (3), Нижегородской области (2), Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (4) (в первом полугодии 2008 года Управление направляло материалы административных дел в Управление Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (1), Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (1).
     Анализируя деятельность Управления по реализации прав, предоставленных Кодексом в части привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности, следует отметить, что основными задачами в данном направлении продолжает оставаться закрепление достигнутых результатов в административной практике, удержание достигнутого качества составляемых протоколов и результативности рассмотрения их в арбитражном суде, продолжение деятельности по обеспечению уплаты арбитражными управляющими административных штрафов.
     Вместе с тем, необходимо в дальнейшем продолжить работу по повышению качества административных материалов, подготавливаемых для направления в суд, и по контролю за исполнением судебных решений о наложении на арбитражных управляющих административных штрафов.
     В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширены полномочия органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих.
     Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Положение). Согласно данному Положению Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
     Наделение Росреестра полномочиями не только по возбуждению дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, но и по рассмотрению такого дела или направлению его для рассмотрения в арбитражный суд, позволит перейти Росреестру в вопросах административной практики на качественно новый уровень.
 
Главная Задать вопрос
О нас|Госпошлина|Вопросы - ответы
Административная реформа | Дачная амнистия | Ипотека | Запись на прием Готовность документов
     Copyright © УФРС РФ по ЧР Разработано SolidWS