Анализ практики применения регулирующим органом полномочий, предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за 2007 год и за 2008 год.
В соответствие со статьей 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) и Положением о Федеральной регистрационной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 451 «О Федеральной регистрационной службе», одним из важнейших направлений деятельности Федеральной регистрационной службы является реализация полномочий по обращению в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
В 2007 году количество поступивших в Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее – Управление) обращений лиц, чьи права и интересы нарушены ненадлежащими действиями или бездействиями арбитражных управляющих составило 205.
В 2008 году количество обращений на действия арбитражных управляющих по состоянию на 22 декабря 2008 года составило 104.
Результатом рассмотрения поступивших обращений явились следующие процессуальные решения:
Поступило обращений
|
Принятые решения
|
Составлено протоколов и направлено в суд заявлений
|
Вынесено определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
|
Даны разъяснения в установленном законом порядке
|
2007 год
|
По состоянию на 22 декабря 2008 года
|
2007 год
|
По состоянию на 22 декабря 2008 года
|
2007 год
|
По состоянию на 22 декабря 2008 года
|
2007 год
|
По состоянию на 22 декабря 2008 года
|
198 (7 переходящих с 2006 года)
|
104 (10 переходящих с 2007 года)
|
80
|
30
|
68
|
40
|
28
|
30
|
Как в 2007 году, так и в 2008 году, все направленные в суды протоколы и заявления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности были составлены Управлением за совершение арбитражными управляющими правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс).
Наиболее распространенными нарушениями Закона, совершенными арбитражными управляющими являются нарушения требований:
- статей 54, 128, заключающиеся в неисполнении обязанности по своевременному направлению для опубликования в официальном издании сведений о процедурах банкротства должника, подлежащих опубликованию;
- статей 12-15, 17, 72, 73, касающихся правил организации и проведения собрания кредиторов должника;
- статьи 133, выразившиеся в осуществлении денежных операций через кассу организации-должника;
- статей 110, 111, 139 о порядке реализации имущества должника;
- статьи 143 по оформлению и срокам представления отчетов арбитражного управляющего собранию кредиторов о своей деятельности.
В 2008 году к вышеуказанным нарушениям, допускаемыми арбитражными управляющими добавились нарушения, связанные с проведением расчетов с кредиторами по обязательствам должника с нарушением положений статьи 134 Закона, статьи 855 Гражданского кодекса РФ.
В 2007 году Управлением было направлено в арбитражные суды 76 протоколов и заявлений о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности. По результатам рассмотрения заявлений были приняты следующие решения:
- по 53 заявлениям судами наложены на арбитражных управляющих административные штрафы на общую сумму 145 000 рублей;
- по 12 заявлениям прекращены производства по делам в связи с освобождением арбитражных управляющих от административной ответственности за малозначительностью административного правонарушения с объявлением им устного замечания в соответствии со статьей 2.9 Кодекса;
- по 7 заявлениям прекращены арбитражными судами дела об административных правонарушениях за отсутствием события или состава административного правонарушения в соответствии с пунктами 1,2 статьи 24.5 Кодекса;
- по 4 заявлениям прекращены арбитражными судами дела об административных правонарушениях по иным основаниям (в связи с ненадлежащим извещением арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи со смертью арбитражного управляющего).
По состоянию на 22 декабря 2008 года арбитражными судами были приняты следующие решения:
- по 27 заявлениям назначены наказания в виде административного штрафа на общую сумму 81 100 рублей;
- по 1 заявлению отказано в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
- применены две дисквалификации сроком на один год и на шесть месяцев в отношении арбитражных управляющих, которые за ранее допущенные нарушения закона неоднократно привлекались к административной ответственности с применением иных видов административных наказаний.
При отказе в удовлетворении заявленных требований о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности Управление обращается в установленном законом порядке в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции для обжалования судебных актов.
Так, в 2007 году Управлением было обжаловано 6 отказов в привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
По состоянию на 22 декабря 2008 года Управлением было обжаловано одно решение Арбитражного суда Чувашской Республики и одно решение Арбитражного суда Республики Татарстан. В обоих случаях, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и привлек арбитражного управляющего к административной ответственности в виде штрафов в размере 2500 рублей.
По второму отказному материалу в привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В соответствии с приказами Росрегистрации от 06.09.2005 № 122 и от 28.12.2007 № 294 «О полномочиях по осуществлению функций администратора поступлений средств в бюджет территориальными органами Федеральной регистрационной службы» в случае принятия судом решения о наложении штрафа на основании протокола, направленного на рассмотрение в арбитражный суд, администрирование соответствующих поступлений в бюджет в 2007 году Управление осуществляло следующим образом.
Так, из общей суммы вынесенных арбитражными судами штрафов на общую сумму 145000 рублей в добровольном порядке арбитражными управляющими было уплачено на сумму 110000 рублей.
В случае несвоевременного исполнения судебных решений арбитражными управляющими Управлением принимались меры, которые обеспечили поступление в бюджет денежных средств, путем обращения с исполнительными листами в службу судебных приставов. Так, в 2007 году в 12 случаях Управление направляло исполнительные листы в службу судебных приставов для принудительного исполнения. По всем 12 случаям судебные решения по взысканию административных штрафов с арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей были исполнены.
Таким образом, в 2007 году Управлением было обеспечено 100% исполнение судебных решений по оплате административных штрафов.
По состоянию на 22 декабря 2008 года из общей суммы начисленных штрафов в размере 81 100 рублей, оплачено 66 100 рублей, что составляет 81% исполнения судебных решений по оплате административных штрафов.
В 2008 году Управление обращалось в службу судебных приставов в 8 случаях. По состоянию на 22 декабря 2008 года службой судебных приставов исполнено четыре судебных решения о взыскании административных штрафов.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается значительное снижение количества поступивших в Управление обращений на действия арбитражных управляющих. Это связано с уменьшением количества предприятий, в отношении которых арбитражным судом вводятся процедуры банкротства, уменьшением поступления обращений на неправомерные действия арбитражных управляющих от уполномоченного органа.
Несмотря на снижение количества поступивших обращений, должностные лица Управления чаще стали анализировать и использовать в практической деятельности опыт территориальных органов иных субъектов Российской Федерации при составлении протоколов об административных правонарушениях, при составлении текста уведомлений о вызове арбитражных управляющих для составления протоколов об административных правонарушениях, в случаях изучения дел об административных правонарушениях при представлении интересов территориальных органов иных субъектов Российской Федерации в Арбитражном суде Чувашской Республики.
По результатам проведенного анализа и изучения анализа практики применения Федеральной регистрационной службой полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях в 2007 году № 7-2070-СД от 27.06.2008, в целях эффективной реализации регулирующим органом полномочий, предоставленных Кодексом по возбуждению дел о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности и улучшения качества подготавливаемых административных материалов в целях обеспечения принятия обоснованных процессуальных решений, рекомендовано:
1. Анализировать и использовать в практической деятельности опыт территориальных органов иных субъектов Российской Федерации по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности.
2. В случаях неповиновения законному распоряжению или требованию должностного лица, осуществляющего государственный контроль (надзор) и непредставления или несвоевременного представления арбитражными управляющими в Управление запрашиваемых сведений составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям ч.1 ст.19.4 и ст. 19.7 Кодекса.
3. В случае наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении для формирования практики возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:
- частью 2 статьи 14.12 Кодекса (преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязательства по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния);
- частью 1 статьи 14.13 Кодекса (сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении или иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержит уголовно наказуемых деяний);
- частью 2 статьи 14.13 Кодекса (неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредиторами, знающими об отданном им предпочтении в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и не содержит уголовно наказуемых деяний);
- статьей 14.23 Кодекса (осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом).
4. В целях исключения прекращения судами дел за отсутствием события или состава административного правонарушения, правильно оценивать фактические обстоятельства, выявленные при проверке доводов заявителя о ненадлежащих действиях (бездействии) арбитражного управляющего.
5. Принимать меры по своевременному исполнению решений судов в части уплаты штрафов, наложенных на арбитражных управляющих. В случае неуплаты административного штрафа, принимать меры по привлечению последних к административной ответственности за совершение правонарушения, установленного частью 1 статьи 20.25 Кодекса (неуплата административных штрафов в срок, предусмотренных Кодексом).
6. Пользоваться предоставленным правом на обжалование судебных актов, которыми в удовлетворении заявленных требований о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности отказано.
|